С недавнего времени я являюсь участником Harvard Business Review. Недавно получил статью Гарри Хеммила и Мишеля Занини (Gary Hamel and Michele Zanini) "
The End of Bureaucracy", с переводом которой хотел бы познакомить читателей LeanZone.ru. Речь пойдет о бюрократии.
У бюрократии мало поклонников. Генеральный директор Walmart Дуг Макмиллон называет ее «злодейкой». Вице-председатель Berkshire Hathaway Чарли Мунгер говорит, что следует рассматривать бюрократию как «раковые опухоли, которые она сильно напоминают». Джейми Димон, генеральный директор JPMorgan Chase, соглашается с тем, что бюрократия - это «болезнь». Лидеры понимают, что бюрократия разрушает инициативу, препятствует принятию рисков и сокрушает творчество. Это «налог» на завоевания человека.
Хотя люди помнят о своих пороках, многие считают, что бюрократия неизбежна. Димон вспоминает внешнего советника, который защищал ее как «необходимое следствие сложных предприятий, работающих в сложных международных и нормативных условиях».
Действительно, с 1983 года число менеджеров, супервайзеров и администраторов в рабочей силе США выросло более чем на 100%, а число людей во всех других профессиях увеличилось всего на 44%. В опросе Harvard Business Review почти две трети респондентов заявили, что в последние годы их организации стали более бюрократическими. Предсказание Питера Друкера о том, что у нынешних организаций будет в два раза меньше уровней управления, и на одну треть меньше управленцев, по сравнению с их аналогами из 1980-х годов, не сбылось. Бюрократия процветает.
С 1948 по 2004 год производительность труда в США среди нефинансовых компаний выросла в среднем на 2,5% в год. С той поры рост составил всего 1,1%. Это не случайно: бюрократия особенно опасна для крупных компаний, которые стали доминировать в экономике США. В настоящее время более трети рабочей силы США работают в компаниях с более чем 5000 сотрудникаков, где работники, находящиеся на передовой лини производства, буквально "похоронены под восемью уровнями управления (в среднем).
Некоторые смотрят на стартапы как противоядие. Но хотя такие фирмы, как Uber, Airbnb, Farfetch и Didi Chuxing, получают много внимания прессы, эти и другие единороги составляют лишь небольшую часть соответствующих экономик. И, по мере того, как предпринимательские предприятия расширяются, они становятся жертвами самой бюрократии. Одному быстрорастущему ИТ-вендору удалось накопить 600 вице-президентов на пути к достижению годовых продаж в размере 4 млрд долларов.
Почему бюрократия настолько устойчива к усилиям по ее уничтожению? Отчасти потому, что она работает, по крайней мере, в какой-то степени. Обладая четкими полномочиями, специализированными подразделениями и стандартизованными задачами, бюрократия способствует эффективности в масштабе. Это естественно как для производственных систем, так и для культурных или политических.
Несмотря на это, бюрократия не является неизбежной. С тех пор, как этот термин был придуман, примерно два столетия назад, многое изменилось. Сегодняшние сотрудники являются квалифицированными, а не безграмотными; конкурентное преимущество исходит от инноваций, а не от размера организации; общение происходит мгновенно, а не извилисто; и темпы изменений являются гиперзвуковыми, а не ледниковыми.
Эти новые реалии, наконец, создают альтернативы бюрократии. Возможно, наиболее перспективная модель может быть найдена в компании, которая, на первый взгляд, не была бы ребенком цифровой эпохи.
Haier, основанная в Циндао, Китай, в настоящее время является крупнейшим в мире производителем приборов. Имея доход в 35 миллиардов долларов, она конкурирует с такими брендами, как Whirlpool, LG и Electrolux. В настоящее время Haier насчитывает около 75 000 сотрудников по всему миру. За пределами Китая в ней работает 27 000 сотрудников, многие из которых присоединились к компании, когда она купила компанию GE по производству приборов в 2016 году.
За последнее десятилетие валовая прибыль основного бизнеса Haier увеличилась на 23% в год, а выручка увеличилась на 18% в год. Компания также создала более 2 миллиардов долларов рыночной стоимости за счет новых инициатив. Эти подвиги не имеют себе равных среди ее внутренних или глобальных конкурентов. Однако, этот замечательный путь не было абсолютно безболезненным. В последние годы Haier уволил более 10 000 сотрудников. Тем не менее компания также создала десятки тысяч новых рабочих мест в быстро расширяющейся экосистеме. Например, сеть логистики Haier, которая охватывает Китай, теперь включает более 90 000 независимых водителей.